Как помочь ребенку выбрать профессию

Компьютерные игры –
вред или польза?

Множество экспертов в мире уже высказались на тему, провоцируют ли компьютерные игры агрессию, отупляют ли наших детей или наоборот, учат чему-то полезному. Майнкрафт (Minecraft, компьютерная инди-игра в жанре песочницы с элементами симулятора выживания) называют едва ли не тренажером системного мышления и пространственного воображения. А GTA (Grand Theft Auto, серия мультиплатформенных компьютерных игр, где игрок должен почувствовать себя в роли преступника, выполняя такие задания, как заказные убийства и ограбление банка, угоняя машины и так далее) клеймят за излишнюю жестокость и натуралистичность.

Где грань между играми «вредными» и «полезными» для развития навыков, которые пригодятся детям в будущем? Правда в том, что этой грани нет. Компьютерные игры – это всего лишь один из видов игр. А игра - это естественная форма человеческой деятельности. До определенного возраста это вообще основная форма познавательной деятельности для ребенка.

Сегодня вы не прочитаете очередную статью о вреде или пользе компьютерных игр. Это будет статья о том, как наблюдая за детьми, играющими в игры, понять, в чем на самом деле состоит интерес ребенка, какие у него склонности, таланты и как можно профориентировать ваше чадо в домашних условиях.
Присмотритесь к тому, во что и как играют ваши дети. Особенно ценный материал эти наблюдения вам могут дать тогда, когда вы вообще не запрещаете им отдельные жанры и игры. То есть ребенок может сам выбирать, во что играть и как проводить время.

Бывают ситуации, когда в игры играют «всей школой». Такая волна была недавно с Pokemon GO (игра на основе определения местоположения дополненной реальности, где игроки используют мобильные устройства с GPS с возможностью находить, захватывать, сражаться и тренировать виртуальных существ, которых называют покемонами). Чтобы отделить эти ситуации от реальных увлечений, вам нужно как минимум быть в тренде и разговаривать с детьми о том, что им интересно и почему. Игры – это вообще-то неплохая тема для разговора, ничуть не хуже, чем оценки ваших детей в школе.

Жанры и тематика

Научитесь различать жанры компьютерных игр. Это не требует глубокого знания вопроса. Достаточно время от времени заглядывать в экран. Если ребенок снова и снова выбирает один и тот же жанр, это может означать, что его привлекают общие для игр этого жанра особенности.

Экшен, шутеры, аркады и файтинги при кажущейся бессмысленности прекрасно развивают пространственное мышление, визуальную память и реакцию. Правда для того, чтобы навыки прирастали постоянно, нужно также постоянно менять игры и локации. Замечено, что люди, играющие в шутеры, лучше распределяют внимание, сосредотачиваются, детальнее обрабатывают визуальную информацию. Заменой игр могут стать командные виды спорта, турпоходы, поездки в другие города и страны. Возможно, вашего ребенка заинтересую 3D-моделирование, AR/VR технологии (Augmented Reality, дополненная реальность / Virtual reality, виртуальная реальность), съемка и обработка видео, постановка сцен, мультипликация.

Квесты, приключения, головоломки и логические игры влияют на успеваемость подростков. Большие разнообразные миры развивают критическое мышление. Хорошие игры, коммерческие и обучающие, заставляют системно мыслить. Они реагируют на каждый шаг геймера — ему приходится постигать всю систему, чтобы выиграть. Такие игры заставляют видеть новые возможности и адаптироваться. Например, Portal (игра-головоломка от первого лица, где перемещение построено на использовании специального устройства для создания порталов — разрывов в пространстве — позволяющих игроку мгновенно перемещаться из одного места в другое), как только игрок осваивает один тип решения головоломки, правила изменяются, выработанные стратегии становятся неэффективными, что вызывает у игроков разочарование, беспокойство, но в то же время интерес, и приучает их переоценивать свои прошлые стратегии и адаптироваться к новым правилам. Эти навыки влияют на весь процесс обучения чему-то новому, поэтому перспективными будут занятия, где надо долго и глубоко чему-то учиться, и специализации на стыке нескольких сфер.

Миры-песочницы по типу уже упоминавшейся игры Майнкрафт, неразрывно связаны с креативностью, дизайном и пространственным воображением. Игроки регулярно применяют нестандартные способы решения задач. Впрочем, до конца не ясно, развивают ли игры творческое мышление, или творческие люди предпочитают такие игры. Так или иначе, весь спектр творческих занятий и профессий для вас. Пробуйте, ищите свои способы реализации потенциала, заложенного в ребенке.
Экономические игры, игры-менеджеры от Весёлой фермы (казуальная компьютерная игра, популярная в соцсетях, где игроку нужно помочь одинокому фермеру превратить чахлый хуторок в богатый и процветающий агрокомплекс) до SimCity (градостоительный симулятор), а также большинство стратегий прекрасно тренируют системное мышление, напичканы сложными задачами, каждую минуту заставляют принимать решения, в том числе и финансовые. Превосходно развивают в возрасте 7-12 лет финансовую грамотность (как один из элементов, конечно, нельзя надеяться только на игры). Цивилизация (пошаговая стратегия, где игрок управляет государством, населением, экономикой, то есть всей цивилизацией, а конкурентами выступают другие цивилизации) поможет учить всемирную историю и географию. Любители такого вида игр прекрасно чувствуют себя в работе с большими данными, аналитике, информационных технологиях, управлении.

Ролевые игры могут говорить как о богатой фантазии и желании отыгрывать роли, так и о потребности достигать. Убедитесь, что у ребенка есть простор для реализации фантазии, достижения и возможность совершенствоваться в чем-либо в реальности, иначе виртуальный статус в игре может заменить движение к реальным целям. Несмотря на опасность подмены цели, ролевые игры – универсальный симулятор, который даст вам множество ответов на вопросы о склонностях и моделях поведения вашего ребенка. Наблюдая, как он принимает решения, на что тратит игровое время, можно сделать гораздо больше выводов, чем по предпочитаемым жанрам или тематике игр.

Кроме жанрового единообразия, игры могут подбираться по определенной тематике. Например, если кроме WoT (World of Tanks, массовая многопользовательская онлайн-игра в реальном времени в жанре аркадного танкового симулятора в историческом сеттинге Второй мировой войны) ребенок играет в другие варгеймы (подвид стратегий, где надо победить противника в бою, используя те силы, которые у него есть в распоряжении в начале боя, в варгеймах, как правило, делается упор на аутентичность, реалистичность и историчность) и в целом интересуется историей, оружием и техникой, то незачем гнобить подростка за тройки по русскому, может быть стоит обратить внимание на успехи по истории и обществознанию. Кто знает, возможно у вас зреет будущий дипломат, или инженер-конструктор, или автор фантастических романов в жанре альтернативной истории.

Игры-симуляторы также можно отнести к тематическим играм, потому что симуляция всегда означает довольно близкое знакомство с техникой или предметом симуляции. Купите ребенку энциклопедию, покажите, где в интернете можно почитать про то, во что он играет. Но скорее всего он уже сам облазил все доступные источники, а вам останется только слушать, отмечая непонятные термины, и обогащать лексикон.

Музыкальные и ритмические мобильные игры должны натолкнуть вас на идею, что ребенок может быть музыкально одарен. Это не обязательно игра на скрипке, это могут быть и современные танцы, и битбокс, и создание музыки для игр.
Реальный сеттинг и MMORPG

Видеоигры – идеальная тренировочная площадка для постижения причинно-следственных связей и обучения. Человек начинает понимать, что навыки развиваются пошагово, а не мгновенно. Игроки получают награду за каждую задачу, решенную в отведенные сроки. Вот вам проектное мышление. Они учатся воспринимать постепенное обучение и возрастающую сложность. В играх мы учимся планировать, ставить цели и находить идеальный следующий шаг. Это все виды мышления: стратегическое, тактическое, критическое, пространственное, творческое и так далее. Это и есть идеальный тренажер реальной жизни.

Чем ближе игра напоминает реальность, тем лучше она справляется с задачей «научить жить». Ближе всего на нашу жизнь похожи игры с реальным сеттингом типа упомянутой в начале статьи GTA или Sims (симулятор жизни, где нет четко выраженного сюжета, а игровой процесс нелинеен и не имеет конечной цели) и MMORPG (массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра).

Игры – один из наиболее ярких источников положительных эмоций. Игроки часто описывают свое состояние во время игры как «потоковое». Термин «состояние потока» ввёл психолог Михай Чиксентмихайи. Это глубокое погружение в деятельность с внутренней мотивацией, интересом, яркими положительными эмоциями и чувством полного контроля над происходящим. Это состояние счастья деятельности. Если вам удавалось испытывать такое в работе, это вероятно самые вдохновенные и приятные моменты. Люди, которые любят свою работу, все говорят, что находятся в потоке, когда занимаются ей. Ребенок, имея возможность почувствовать это состояние в играх и осознать себя в нем, потом очень хорошо понимает разницу между любимой и нелюбимой работой.

Многопользовательские игры воспитывают социальные навыки. Игроки принимают решения, предполагая, кому можно доверять, чьи интересы должны быть учтены, как стать лидером, как управлять группой. Одна из самых популярных, сложных и интересных MMORPG EVE Online как будто специально создавалась для обучения и воспитания лидеров среди лидеров, впрочем школьники, играющие в нее, скорее исключение, чем правило.
Образование через игры

Грань между развлечением и образованием уже стирается. Вы не заметите, как компьютерные игры станут одним из способов обучения. Сейчас игры – это часть нашего мира, такая же как книги, только интереснее, потому что в играх можно влиять на окружающую реальность. Именно это привлекает в игры детей и взрослых. Именно поэтому игры так хороши для того, чтобы спрятаться в них от проблем реального мира. В играх мы нужны и желанны. Если у вас возникает мысль «А не много ли мой ребенок проводит времени в играх?», то следующая ваша мысль должна быть «Что такого я могу дать моему ребенку, чтобы это было интереснее игры?». Тогда вам станет понятен и следующий шаг. Разберитесь, чем именно цепляет ребенка игра, найдите такую же увлекательную штуку (или круче) для него в реальности, научите менять реальный мир вокруг себя. Тогда ваш ребенок будет играть в игры не потому, что убегает от чего-то, а для того, чтобы смоделировать ситуацию или научиться новому. То есть любая игра станет на пользу, а не во вред.

---------
07/06/2017
Александра Шилова

При подготовке статьи автора консультировали:
• Сухих Полина, 12 лет. Любимые игры: Sims 3 и 4, Minecraft, Portal 2, Undertale
• Сухих Никита, 16 лет. Любимые игры: Hearthstone, The Elder Scrolls V: Skyrim, Warhammer 40,000: Dawn of War